Новости компании

«Деловой Петербург». Настроил скрипку на прибыль

Музыкант Михаил Горонок построил бизнес на производстве хрупких музыкальных инструментов — скрипок. Началось все с изготовления скрипки для сына, так как маленьких инструментов в советское время не делали.

Михаил Горонок, владелец компании по изготовлению музыкальных инструментов, сделал первую скрипку 35 лет назад. Он мечтал, чтобы его сын, как и он сам, играл на этом смычковом инструменте, а маленьких скрипок в советское время не делали. «Я взял лобзик и попытался сделать некое подобие скрипки», — вспоминает предприниматель. Тогда он и не думал, что изготовление музыкальных инструментов перерастет в хорошо налаженный бизнес. Сейчас компания «Горонок Струнные инструменты» в год продает около 1500 инструментов, из них 80% скрипок, 10% виолончелей, и по 5% альтов и контрабасов. Фирменные точки по продаже инструментов работают в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске.

Пистолет Дзержинского

От первой скрипки, изготовленной для малыша на коленке, до настоящего инструмента прошли годы.

Несколько месяцев Михаил Горонок провел в Публичной библиотеке, изучая в теории все аспекты мастерства. Потом работал подмастерьем у ленинградских и московских мастеров. А спустя 2 – 3 года уже делал инструменты по заказу Министерства культуры СССР.

В то время скрипка стоила 900 рублей при средней зарплате 160 рублей.

«Это было очень прибыльное дело, но и сейчас оно выгодное — мастер у нас в России один на миллион», — радуется Михаил Горонок.

В конце 1980–х годов он работал реставратором в Кировском театре, но вскоре поехал в Америку в гости, а в итоге остался там на 12 лет — реставрировал инструменты знаменитого Кливлендского оркестра.

В начале 2000–х Михаил Горонок вернулся в Россию и несколько лет работал директором коллекции музыкальных инструментов Российской Федерации.

«Жил в Петербурге, но постоянно ездил в Москву. Это было счастливое время. Представьте, в коллекции 13 скрипок Страдивари, и я мог на них играть. Это как для чекиста пистолет Дзержинского или для художника картина Леонардо да Винчи».

Собственное производство Горонок открыл с началом перестройки. Однако больших планов по созданию бизнеса у него не было, и спустя 2 года он даже хотел закрыть единственный магазин.

«Я сел, посмотрел базу клиентов — там тысячи музыкантов. И я подумал — а стоит ли губить дело? И, поразмышляв, решил, наоборот, увеличить масштабы, — смеется он. — Я набрал персонал, увеличил производство и с тех пор каждый год удваиваю и даже утраиваю прибыль». Сейчас оборот компании — более 32 млн рублей в год. В его мастерской на Васильевском острове работают пять человек — музыканты и резчики по дереву. На изготовление одной скрипки уходит больше месяца. Дерево для этого инструмента нужно особое, высушенное в течение 4 и более лет. Разные сорта ели и клена привозят из Италии, Канады, Швейцарии, России. Основная проблема, по словам предпринимателя, — резкое уменьшение количества музыкантов в России. Любителей игры на скрипке в России сейчас намного меньше, чем, например, в США.

Классика жанра

Сегодня в России на рынке классических музыкальных инструментов работают около 100 компаний, из них только 10 крупные, с собственным производством. Остальные в основном поставляют инструменты из Китая, Японии, Германии, Чехии. В Петербурге на рынке продажи музыкальных инструментов работают около 10 магазинов — Zona Zvuka, «Торговый дом на Невском», «МузТорг», Pop music и другие. «У нас от общей доли продаж на классические инструменты — смычковые, духовые и т. д. приходится 20%, — рассказывают в компании «Торговый дом на Невском». — Основные покупатели — частные лица, причем не профессиональные музыканты, а любители, которые учились играть в детстве или хотят научиться». Основной пик продаж классических струнных инструментов приходится на начало учебного года.

Анна Джанибекова
news@dp.ru