В 1878 году московский коллекционер и меценат Константин Третьяков передал в дар Московской консерватории свое собрание уникальных смычковых инструментов для «употребления беднейшими учениками». Сегодня Государственная коллекция музыкальных инструментов насчитывает несколько сотен единиц хранения, среди которых – шедевры Страдивари, Гварнери и Амати. Стоит отметить, что все эти «единицы хранения» продолжают жить в руках лучших музыкантов нашего времени. В этом году легендарное собрание отмечает 130-летие. Рассказывают «Новости культуры».
Эта сокровищница начиналась с собрания русских меценатов. Позже Луначарский настоял на необходимости реквизиции: «Из рук отдельных лиц в тех случаях, когда инструменты служили не артисту, а больше для чванства богатого человека, редкие древние инструменты перешли в руки государства. Инструменты, созданные для того, чтобы звучать, лежали в качестве редкостей под запыленными витринами. Огромная коллекция, которая создавалась таким образом, в руках государства не будет такого рода мертвым музеем».
В советское время коллекция активно пополнялась и использовалась в презентационных целях. В ту эпоху даже самые именитые музыканты не могли и мечтать о приобретении собственного инструмента Страдивари. Однако, выезжая на конкурс, они получали уникальный экземпляр из Госколлекции. Судя по данным из картотеки хранилища, за каждой из скрипок числится целый список временных владельцев. «Я скажу, может, довольно смело, но я считаю, что инструмент первичен, а музыкант вторичен. Ведь скрипкам по триста лет! Они пережили несколько поколений музыкантов», – замечает директор Госколлекции уникальных инструментов Михаил Горонок.
В небольшом помещении хранится вся история Госколлекции. Аккуратные бирки с цветными знаками содержат информацию, где находится инструмент и нуждается ли он в реставрации. Хранителям Госколлекции в подробностях известна история создания уникальных инструментов Страдивари и других великих мастеров – нарядных, с инкрустациями и резными украшениями. Изюминкой фонда является крошечная скрипка, которую носил в кармане пиджака танцмейстер. Такие экземпляры – скорее, музейная ценность. Для большей части струнных шедевров немота означает гибель. «Инструменты должны звучать», – убежден Михаил Горонок. «Любой профессиональный музыкант знает: если на инструменте не играть, он заглохнет навсегда», – замечает народный артист СССР Юрий Башмет.
Оркестр Юрия Башмета «Солисты Москвы» и Госколлекция уже представили один совместный эксклюзивный проект: в одном концерте звучали двенадцать скрипок Страдивари. Коллектив репетировал в хранилище, которое располагается в Марьиной роще, а потом инструменты на один вечер привезли в консерваторию. Это только начало пути. В следующем сезоне планируют провести целый ряд таких концертов в России и за рубежом. Драгоценные скрипки обретут голос, и тогда, наконец, будет разгадана средневековая загадка о том, кто при жизни молчал, а после смерти запел.