Новости компании

Страдивари вне закона. О судьбе Госколлекции уникальных музыкальных инструментов

Уникальные инструменты

4 июня сего года ФГУК Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» издал внутренний приказ № 94, подписанный и.о. директора Сысоенко А.Н., о реорганизации. Казалось бы, штатная ситуация. Где сейчас не идет реорганизация? Дана установка: нужно сокращение, ротация кадров. Другой вопрос: а всегда ли на пользу делу идет такое плановое «перетряхивание» людей, судеб, целых организаций?

Попала под реорганизационную гильотину и Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов. Эта маленькая организация с большим историческим прошлым (в 2008 году она должна была бы отметить 130-летие с момента основания) известна каждому струннику. Нет в России профессиональных музыкантов, чья творческая биография не пересекалась, хотя бы косвенно, с Госколлекцией. Все международные Конкурсы имени Чайковского, Конкурсы имени Венявского, имени Паганини, имени Маргариты Лонг и Жака Тибо и многие другие не обходились без коллекционных инструментов, с которыми выступали советские и российские исполнители. Об уникальном собрании шедевров Госколлекции известно во всем мире, примером чему могут служить прекрасно изданные международные каталоги и альбом-каталог «Великая русская коллекция», вышедший в 2004 году. Большинство прославленных российских солистов, а также оркестры и ансамбли звучат во многом благодаря скрипкам, альтам, виолончелям и даже контрабасам из Госколлекции. Д.Ойстрах, Л.Коган, М.Ростропович, В.Спиваков, Ю.Башмет, Н.Гутман, Квартет имени Бородина — вот лишь некоторые абоненты Госколлекции.

Однако создается впечатление, что сам факт существования коллекции кому-то очень мешает. Госколлекцию методично уничтожают вот уже на протяжении нескольких лет: в 2002 году она лишилась самостоятельности и стала подразделением РОСИЗО, сохранив относительную свободу и основные функции, такие как выдача инструментов музыкантам, научная, выставочная и концертная деятельность. Спустя пять лет в результате кадровых манипуляций небольшой штат Госколлекции сократился вдвое и превратился в реставрационный отдел. То, что раньше называлось Госколлекцией, теперь низведено до отдела из шести человек — исключительно реставраторов по профессии. А сотрудники, отвечающие за хранение, изучение, учет, подбор и выдачу инструментов в арендное пользование музыкантам, удалены из Госколлекции! Из каких соображений сделаны такие перестановки? Ответ напрашивается сам собой: относительно Госколлекции выбрана какая-то новая политика, в которую не вписываются ни музыканты с их проблемами, ни сотрудники, верой-правдой работавшие в коллекции на протяжении многих лет и сберегавшие ее раритеты в особо трудных условиях переездов, перестроек, смены кураторов и непосредственных руководителей.

Кто же выиграл от этого решения? Для того чтобы максимально объективно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что предшествовало выходу пресловутого приказа. Из лежащих на поверхности причин назовем три очевидные. Во-первых, это уход генерального директора РОСИЗО Евгения Зяблова, который с уважением и пониманием относился к проблемам Госколлекции. Во-вторых, это назначение на должность заведующего коллекцией Михаила Горонка, чье имя в последние годы стало синонимом так называемых «китайских скрипок». Это — человек, покинувший Россию в начале перестройки, обосновавшийся в США, где обслуживал Кливлендский симфонический оркестр в качестве реставратора, и открывший в Китае производство недорогих струнных инструментов. В настоящее время он проживает в Санкт-Петербурге и руководит оттуда коллекцией почти виртуально. А в-третьих, это отсутствие нормативной базы, позволяющей выдавать во временное пользование предметы из Музейного фонда Российской Федерации, коими являются инструменты Госколлекции. Этот парадоксальный факт не один год беспокоит и сотрудников коллекции, и музыкантов, и Счетную палату РФ, и Федеральное агентство по культуре и кинематографии, и Министерство культуры и массовых коммуникаций. Дело в том, что до 2004 года инструменты Госколлекции не входили в государственную часть Музейного фонда, а находились на бухгалтерском балансе, подобно оргтехнике, мебели и прочей канцелярщине. Благое начинание Отдела музеев МК РФ придать статус музейных ценностей коллекционным инструментам не было обосновано законодательно. И получилось, что музыкальные инструменты, созданные для служения наиболее талантливым музыкантам, юридически не могут им выдаваться, так как в «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей» такого вида деятельности нет. Ее более поздние редакции так никем и не утверждены, и каждый раз инструменты выдаются «в виде исключения». И начиная с 2005 года получение инструмента из Госколлекции во временное пользование превращается в пытку. Разрешения выдает Федеральное агентство только на полгода, объем необходимой для этого документации огромный, а результат непредсказуемый.

Вероятно, учитывая все это, руководство Федерального агентства и РОСИЗО решило упростить проблему: удалить опытных сотрудников, знающих фонд, постепенно свести на нет выдачу инструментов, а также минимизировать общественную просветительскую деятельность коллекции. В сухом остатке — явный выигрыш вновь назначенного заведующего Госколлекцией (отделом!) М.Горонка, который получает в безраздельное пользование весь фонд и вместе с коллегами-реставраторами распоряжается им по своему усмотрению.

Просто детектив какой-то! Все независимые юристы, видевшие замечательный приказ о реорганизации, сходятся в его неправедности и «шитье белыми нитками». Видимо, его авторы уверены в том, что несколько человек, непосредственно пострадавших в результате, — люди интеллигентные и поднимать скандал не будут.

Комментарий

Получить комментарии в связи со сложившейся ситуацией в Госколлекции оказалось непросто. И.о. начальника Отдела музеев Роскультуры С.Блинова отказалась от комментариев, сославшись на то, что «не полностью владеет информацией». А.Сысоенко, издавший приказ о реорганизации, переадресовал к заместителю генерального директора РОСИЗО Дмитрию СЕРГЕЕВУ, который сказал дословно следующее:

— Да, Госколлекция является частью Музейного фонда Российской Федерации. Нормативно-правовая база на выдачу инструментов в частное пользование отрабатывается. Сейчас выработано промежуточное решение, по которому на основании ряда документов, направленных на то, чтобы инструменты находились в должной сохранности и безопасности, выдается временное разрешение на их выдачу. Кем утверждены эти документы? Я не могу ответить на этот вопрос: точнее могли бы сказать юристы Федерального агентства. Мы действуем на основе распоряжений и указаний Федерального агентства. Никакой отсебятины здесь быть не может. Это все предметы федеральной собственности, предметы Музейного фонда РФ. А кем распоряжения подписаны и в каком виде они существуют, я сейчас ответить не могу.

Свою позицию изложил и нынешний руководитель Госколлекции Михаил Горонок. На вопрос о реорганизации он ответил так:

— К сожалению, это не входит в мою компетенцию, это входит в компетенцию начальника Управления культурного наследия Федерального агентства Анны Колупаевой. От нее лишь зависит, уничтожить нас целиком, оставить нам только мастеров, оставить ли хранителей. Мы, к сожалению, здесь беспомощны, мы ничего не можем сделать. Я Михаилу Ефимовичу Швыдкому говорил, ходил к советнику Президента Юрию Константиновичу Лаптеву: мы — не музей, коллекция была создана не для музея. Это концертная организация, которая должна выдавать инструменты, музыканты должны наслаждаться игрой. Мы должны делать выставки, у нас же уникальная коллекция. А нас превратили в какую-то затхлую забегаловку. Нам 5 лет не могут отремонтировать здание! Я пришел год назад, потому что не мог пройти мимо того, что у нас Госколлекция в таком жутчайшем состоянии. А музыканты в первую очередь хотят только взять инструмент, уехать за границу и показывать на нем свои красоты. Я для того и пришел, чтобы сберечь коллекцию. Ойстрахи, Коганы уходят, а Страдивари остаются. Нельзя их давать всем подряд!

газета Культура, № 33 2007
Евгения Мишина