О скрипках Страдивари знают даже люди, далекие от музыки. Во многом благодаря советскому кинодетективу “Визит к минотавру”. А с недавних пор и победе Билана на “Евровидении”. Время от времени появляется информация, что на престижном аукционе та или иная скрипка Страдивари продана за миллионы долларов, цена только смычка доходит до ста тысяч. Ажиотаж вокруг инструментов великого итальянца не утихает вот уже триста лет. Бизнесмены делают на них состояния, ученые разгадывают секрет мастера.
Говорят, что, раз услышав скрипку Страдивари, вы уже никогда и ни с чем не спутаете ее дивное звучание…
Репортеры “Мира новостей” побывали в хранилище Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов, где находятся и шедевры итальянского мастера. И хотя в мире искусства не принято мерить деньгами, долларовый эквивалент этой коллекции может довести до обморока особенно чувствительных граждан.
Сокровище князя Юсупова
Главный хранитель коллекции Игорь Головин вежливо просит нас оставить наши по-журналистски вместительные сумки перед входом в хранилище. Открывается одна дверь, другая. За третьей, железной, — решетка. А за решеткой — небольшая комнатка со стеллажами, больше всего напоминающая камеру хранения на вокзале. Только на полках не чемоданы, а футляры с инструментами. В комнате поддерживается температура 16-18 градусов, чтобы не завелись жучки.
— Вот она, скрипка Страдивари, — директор Госколлекции Михаил Горонок расщелкивает замочки футляра и вынимает инструмент.
Красивая, благородная. Вычурно-старинная. Отличающаяся от обычной скрипки, как чистый бриллиант от мутной стекляшки.
Скрипку называют “Юсуповской” или “Юсупов” — по имени бывших владельцев Юсуповых. Когда-то она красовалась в витринах в виде фонарей, выполненных по эскизам князя. В 1917-м скрипка вместе с другими драгоценностями была спрятана в Юсуповском дворце на Мойке. Нашли ее в 23-м году прошлого века. В Россию скрипка попала в начале XIX века. А создал ее Антонио Страдивари на 93-м году жизни. Меньше чем за год до кончины. Она стала одним из его последних шедевров.
В Государственной коллекции на сегодняшний момент хранится 11 инструментов работы Антонио Страдивари. Еще одна скрипка находится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Больше подлинных скрипок Страдивари в стране нет. Кстати, скрипка Страдивари, на которой Эдвин Мартон подыграл на “Евровидении” Билану, принадлежит не российской Госколлекции, а швейцарскому банку. По контракту Мартон не имеет права передавать ее третьему лицу. Даже если это лицо — Дима Билан. И хотя скрипка застрахована на 4 млн долларов, с нее не спускают глаз охранники музыканта.
Всего итальянец создал более тысячи инструментов. Ныне известны 400-600.
— Число постоянно меняется, потому что некоторые инструменты считаются спорными или вдруг обнаруживается, что скрипка Страдивари — искусная подделка, — объясняет Михаил Горонок, — но больше всего подлинных скрипок Страдивари в Японии — 60 инструментов. Мы могли бы увеличивать нашу коллекцию, но на это не выделяется средств, начиная с 80-х годов не было закуплено ни одного инструмента. Хотя покупать инструменты-шедевры не прекращали даже во время войны, считали, что это важно, несмотря ни на что.
Шедевр по абонементу
Как и любая коллекция, Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов собиралась не один год. Началом коллекции стал дар Константина Третьякова (однофамильца основателя Третьяковской галереи) Московской консерватории. Богатый купец был страстным коллекционером, он передал консерватории 30 уникальных инструментов, в том числе шедевры Страдивари, с одним лишь условием, чтобы инструменты никогда не продавались, не менялись, а предоставлялись “для потребления беднейшим ученикам консерватории”. После революции приказом Луначарского была создана Государственная музыкальная инструментальная коллекция, в которую влился дар Третьякова. Чтобы коллекция не превратилась в музей, Луначарский предложил проводить конкурсы среди музыкантов, чтобы определить достойных играть на уникальных инструментах. С тех пор прошло почти сто лет. Сегодня инструменты из коллекции выдаются музыкантам с мировым именем, например, Юрию Башмету. По-прежнему, как завещал Третьяков, играть на шедеврах могут талантливые студенты музыкальных учебных учреждений. Но за каждого абонента обязательно должна поручиться государственная организация.
Директор коллекции этот принцип не одобряет, ведь в случае пропажи или порчи инструмента расходуются все те же государственные деньги.
В случае если инструмент берут в аренду именитые музыканты или известные оркестры, они должны оплатить страховку инструмента и арендную плату за пользование. Каждый инструмент в обязательном порядке страхуется перед тем, как покинуть хранилище.
— Стоимость страховки зависит от стоимости инструмента, — говорит Михаил Горонок, — стоимость инструмента определяется его аукционной ценой, ведь в случае пропажи мы должны иметь возможность восполнить коллекцию.
Многим музыкантам сумма, которую они вынуждены платить, не по карману.
В чем соль?
До распада Союза уникальные инструменты выдавались по абонементу музыкантам из всех республик бывшего СССР. После перестройки некоторые из них посчитали своим правом не возвращать инструменты в Россию. И теперь они считаются национальным достоянием Украины, Грузии. Один музыкант и вовсе проживает в Турции, преподает музыку и играет на подлинной скрипке Страдивари. Изъять ее не представляется возможным. И хотя список невозвращенных инструментов и неблагонадежных абонентов известен и даже обнародован, никто из них пока не вернул взятое.
…А в середине XVII века 12-летний Антонио, ученик Николо Амати, сделал свою первую скрипку. За свою долгую жизнь он довел инструмент до идеала. Никто больше не смог продвинуться дальше него. С тех пор ни одна скрипка не усовершенствована. Тайна мастерства потеряна — итальянские инструменты с неповторимым звуком создавали только два с половиной века и только в Италии. Американские ученые уверяют, что секрет звучания — в особом способе обработки древесины, что итальянские мастера обрабатывали дерево солями. Но состав раствора неизвестен. Что было такого в XVII веке, чего нет в XXI?! Изобретены велосипед и самолет, Интернет и луноход. Но разгадать секрет скрипки Страдивари человечество не в силах.
Он спрятан в коробочке из клена и ели, с грифом из эбенового дерева.
— У профессиональных музыкантов, которым посчастливилось играть на уникуме, случается шок. Появляется ощущение, что они великие, что они все могут, — рассказывает Михаил Горонок.
Но гордость коллекции не скрипки, а альт Страдивари. До наших дней дошло 11 альтов, лучший из них у нас в России. Его аукционная стоимость подбирается к 10 миллионам долларов. Директор Госколлекции говорит: “Бесценный”.
Как и скрипка Антонио и Иеронима Амати. Иероним Амати станет отцом Николо Амати, а тот, в свою очередь, учителем великого Страдивари. Этой скрипке 380 (!) лет. И она звучит.
Впрочем, на полках хранилища спрятаны и сокровища не столь грандиозные. Например, миниатюрная скрипочка со смешным названием Пошетт, или танцмейстерская скрипка. Такие носили во внутреннем кармане сюртука учителя танцев. Если в доме молодой барышни не было полноценного инструмента, учитель подыгрывал ей на скрипке-малютке.
И никогда и нигде в России, кроме как в Госколлекции, вы не увидите в прямом смысле расписные скрипки французского мастера Жана-Батиста Вильома. Каждая украшена рисунками с изображением городов или женщин. А гриф венчает… человеческая голова. На всех скрипках того времени было принято наносить надпись на латыни, которая переводится как: “Пока жило — молчало, когда умерло — запело”. Речь идет о дереве.
Хранитель убирает скрипки в футляры. В хранилище становится тусклее…
Михаил Горонок говорит, что скрипка иногда капризничает и не дается в руки музыканту, тогда он ее уговаривает: “Ну, пожалуйста, звучи!”
Надежда Арабкина