Если можешь не делать скрипки – не делай. Не могут не делать во всей России только человек 80. Этой профессии нет даже в официальном квалификационном справочнике специалистов. И школы, где бы готовили скрипичных мастеров, у нас пока нет. В петербургском представительстве единственной в нашей стране компании – «Горонок. Струнные инструменты», в которой изготовляют мастеровые смычковые (скрипка, альт, виолончель, контрабас) инструменты, корреспондент «Вакансии» беседовал с основателем известной по всему миру торговой марки «Горонок». В прошлом музыкант, скрипичный мастер, реставратор при оркестре Кировского театра, Михаил Давыдович ГОРОНОК – ныне преуспевающий бизнесмен, а также эксперт госколлекции РФ. Вот что он рассказал об уникальном ремесле и скрипичных мастерах, работающих в его фирме…
– Мастеровой инструмент отличается от фабричного тем, что он сделан от начала и до конца одним человеком. Хотя все это условно. У Страдивари было множество помощников. В любом случае мастеровой инструмент почти всегда стоит дороже. Хотя если он сделан плохим мастером, он может быть и хуже фабричного.
– Слышал, что вы не принимаете на работу уже состоявшихся мастеров, а предпочитаете готовить их сами…
– У каждого мастера своя культура. И чтобы эта культура соответствовала стандартам торговой марки «Горонок», легче учить человека с нуля, чем переучивать уже готового мастера.
– Но все же какие-то требования к новичкам у вас есть?
– Желательно, чтобы начинающему было не больше 25 и он обладал способностями к столярной работе. Ведь, с одной стороны, скрипка – просто как шкатулочка из дерева. С другой стороны – музыкальный инструмент. А это уже сфера акустики.
– Музыкальное образование является необходимым условием, чтобы стать мастером?
– Страдивари не имел его. Да и сейчас далеко не все мастера имеют.
– Как же проверить качество инструмента, если совсем не умеешь на нем играть?
– По упругости и жесткости частей инструмента, по долготе звука, который возникает, когда ударяешь по корпусу: разные есть варианты.
– Итак, к вам приходит молодой человек и говорит, что хочет стать скрипичным мастером…
– Сначала я просто разговариваю с ним. Как в любой профессии, здесь нужен прежде всего умный человек. Кроме того, он должен безумно этого хотеть, быть фанатиком. Нормальный человек не делает скрипки, поэтому, если я могу, то отговариваю.
– Откуда такое страстное желание берется?
– С ним рождаются. Ходит мальчик в модельный кружок, постоянно что-то ковыряет дома из дерева. Разбирает свою гитару и смотрит, что у нее внутри. Такой парень часто выключен из социально-бытовой жизни: ходит в одних и тех же штанах до тех пор, пока они просто не превращаются в ветошь. А в скрипичную мастерскую приводит случай: кто-то обнаружил нашу компанию в Интернете, кого-то представил знакомый. Иногда, если вижу, что у парня способности, я сам предлагаю: «Давай научу скрипки делать». Таких людей я нахожу, например, в реставрационном училище.
– А как вы новичков испытываете?
– Могу дать задание заточить карандаш так, чтобы получился идеальный конус. Могу просто предложить потаскать коробки. Характер человека проявляется во всех его движениях, даже в том, как он ест. А потом характер так же проявляется в инструменте. По скрипке я могу распознать: суетлив мастер, который ее сделал, или усидчив, эмоционален или сдержан, какой у него уровень культуры и так далее.
Неделю я обычно наблюдаю, как новичок работает, потом делаю вывод. К сожалению, одного желания стать мастером недостаточно: ведь большинству делать скрипки просто не дано.
– Что ожидает новичков в плане заработка?
– На начальном этапе от 8 тысяч рублей в месяц. Потом 12, 17… Хороший мастер и зарабатывать должен прилично.
– Что можно сказать о системе оплаты и графике работы?
– Один мастер предпочитает спокойно работать, получая месячный оклад, другой – делает скрипку, и мы помогаем ее продать, за что берем комиссионные. У каждого свое чувство ритма и времени. Если попытаться их насильно изменить, можно заработать психическое заболевание. Никогда тот, кто работает медленно, не научится работать быстро. Но если он за 2 месяца делает хороший инструмент, значит, этот темп оправдан. Что касается графика работы, то он традиционный: 40 часов в неделю. Правда, есть мастера, которые посвящают работе все свободное время.
– Сколько времени нужно учиться, чтобы самостоятельно сделать инструмент?
– Года 1,5–2.
– После того как мастер достиг определенного уровня, он может от вас уйти и начать работать самостоятельно?
– Конечно, ведь он не раб. Если художнику стало тесно в моей мастерской либо мне удается заинтересовать его новыми условиями, либо он уходит. Так во всем мире.
– Между мастерами есть соперничество, конкуренция, зависть и так далее?
– Не может не быть. Представляете, человек живет тем, что создает. Это его мир. Тут приходит другой мастер и заявляет, что все нужно делать иначе. При этом каждый считает себя великим – и это естественно: иначе ничего не выйдет. Возникает конфликт. И мне приходится его разрешать, не вставая ни на одну из сторон.
– Есть ли предел совершенствованию?
– У каждого свой потолок. Но многие стараются прыгнуть выше него. Причем не все зависит от трудолюбия. Я, например, давно уже не делал скрипок. Но уверен, что стал делать их лучше. Я стал мудрей и через свою скрипку могу сказать больше, чем раньше. (Это как у Ростроповича, который выучивает концерт по нотам, не беря в руки виолончель). А технику, утраченную за время простоя, восстановить несложно.
Материал подготовил Василий ТАХИСТОВ
Вакансия.ru — интернет-газета о работе